▼ Вниз
Фантастика
Ужасы
Экшн
Комедии
Фэнтези
Приключения
Боевики
Триллеры
Катастрофы
Утопия и антиутопия
Исторические
Постапокалиптика
Вестерны
Научно-фантастические
Семейные
Военные
Детективы
О любви
Мелодрамы
Криминал
Драмы
Киберпанк
Спорт
Биографии
Мюзиклы
Короткометражные
Документальные
Бадди-муви
Биографические
Гонки и машины
Документальное кино
Жизненные фильмы
Исторические
Киберпанк
Любовные драмы
Мрачные
Научная фантастика
Основано на реальных событиях
Пеплум
Погони и перестрелки
Постапокалиптические
Про адвокатов и юристов
Про азартные игры
Про альтернативную реальность и параллельные миры
Про ангелов и демонов
Про археологов
Про бессмертие
Про бизнес
Про близнецов и двойников
Про богов и полубогов
Про боевые искусства
Про борьбу с системой
Про будущее
Про вампиров и оборотней
Про ведьм и колдунов
Про великанов
Про войну
Про волшебство и магию
Про восстания
Про врачей и пациентов
Про выживание
Про гениев, изобретателей, ученых
Про говорящих животных
Про детей
Про джунгли
Про Дикий Запад
Про динозавров
Про доисторические времена
Про драгоценности, сокровища
Про друзей
Про душевнобольных
Про евреев, концлагеря и холокост
Про женщин
Про животных
Про журналистов
Про заключенных
Про заложников
Про зиму
Про зомби
Про игрушек
Про изгоев общества
Про инвалидов
Про инопланетян
Про искателей приключений
Про искусственный интеллект
Про исчезновения
Про катастрофы
Про клонирование и генетику
Про компьютеры и хакеров
Про королей
Про космос и планеты
Про крутых парней
Про лгбт
Про любовные треугольники
Про маленький городок
Про маленьких персонажей
Про манипуляторов
Про маньяков, психов и убийц
Про мафию и гангстеров
Про месть
Про миллионеров
Про мифических существ
Про молодежь
Про монстров и чудовищ
Про моря и океаны
Про мужскую дружбу
Про музыкантов и певцов
Про наемных убийц
Про неизлечимые болезни
Про неудачников
Про нянь
Про обмен телами и перевоплощения
Про ограбления и аферы
Про одиночество
Про опасных животных
Про остров
Про отношения культур
Про отцов
Про паркур
Про писателей
про побеги и спасения
Про политику
Про полицейских
Про потерю памяти
Про похищения
Про призраков
Про принцев и принцесс
Про пустыню
Про путаницу
Про путешествия
Про рабство
Про расследования
Про роботов и киборгов
Про Рождество и Новый год
Про самураев и ниндзя
Про свадьбу
Про сверхспособности
Про семью
Про сирот
Про солдат
Про социальную изоляцию
Про спасение мира
Про спорт
Про средневековье
Про старость и пожилых людей
Про судьбу и предназначения
Про супергероев
Про танцы
Про терроризм
Про тусовки и вечеринки
Про успех и мотивацию
Про утопию и антиутопию
Про учителей
Про школу и колледжи
Про шпионов и спецагентов
Про эпидемии и вирусы
Псевдодокументальные
Психологические триллеры
Путешествия во времени
Романтические комедии
Роуд-муви
С непредсказуемым концом
Ситком
Сказки
Смешные фильмы
Страшные фильмы
Теплые и душевные фильмы
Фильмы-головоломки
Фильмы-пародии
Фильмы, происходящие в Японии и Китае
Хоррор
Черный юмор
Чтобы поплакать
Эпичные битвы
США
Россия
Германия
Япония
Великобритания
СССР
Франция
Китай
Корея
Индия
Канада
Украина
Нидерланды
Чехия
Словения
Сингапур
Бразилия
Австралия
Польша
Испания
Дания
Гонконг
Финляндия
Италия
Казахстан
Мексика
ЮАР
Швеция
Ирландия
Новая Зеландия
Румыния
Норвегия
Швейцария
Бельгия
Югославия
Мальта
Таиланд
Белоруссия
Киргизия
Перу
Тайвань
Колумбия
Венгрия
ОАЭ
Исландия
Филиппины
Люксембург
Латвия
Болгария
Австрия
Эстония
Армения
Португалия
Андорра
Сербия
Монако
Аргентина
Греция
Турция
Азербаджан
Гваделупа
20th Century Fox
Universal
Columbia Pictures
Warner Bros.
Walt Disney
Paramount Pictures
New Line Cinema
Lionsgate
Legendary Pictures
Sony Pictures
Miramax Films
DreamWorks
Marvel
Metro-Goldwyn-Mayer
Summit Entertainment
Millennium Films
Happy Madison
Netflix
DC Comics
Constantin Film
Touchstone Pictures
EuropaCorp
Pixar
Imagine Entertainment
Amblin Entertainment
Relativity Media
New Regency Pictures
Мосфильм
StudioCanal
Централ партнершип
Базелевс
The Weinstein Company
Здесь будут выводиться 5 фильмов, на которые вы недавно заходили
▲ Наверх ▲
«В космосе твой крик никто не услышит...»
01:56
Факты из «Чужой» (1979)
В первоначальных версиях сценария персонаж Рипли был мужчиной.
Подавляющая часть диалогов между актёрами была чистой воды импровизацией.
Внешний облик Чужого, разработанный известным художником Гигером, неоднократно претерпевал изменения, поскольку первые варианты дизайна инопланетного существа были слишком пошлыми.
В качестве оператора эпизодов, которые снимались с помощью ручной кинокамеры, выступал сам режиссёр – Ридли Скотт.
В ходе съёмочного процесса неоднократно выдвигалась идея сделать Чужого в прозрачном или, по крайней мере, полупрозрачном исполнении.
Основные элементы внутренней обшивки и интерьера «Ностромо» были «позаимствованы» на свалке отработанных авиационных деталей.
При создании лицевой части головы Чужого в качестве матрицы использовался настоящий череп человека.
В производстве киноленты были сделаны два костюма Чужого, в один из которых облачался двухметровый нигериец Боладжи Бадеджо, а в другой – специально обученный каскадёр низкого роста, участвовавший в главных батальных сценах. Кстати, Бадеджо – непрофессиональный актёр. Его отыскали случайно в ближайшем к съёмочной площадке баре. Благодаря выдающимся антропометрическим данным: огромному росту и непропорционально длинным конечностям он идеально вписался в типаж инопланетного хищника.
В оригинальном сценарии персонаж Эша вообще не фигурировал. Стоит заметить, что в качестве крови этого действующего лица использовалась подкрашенная вода; применявшееся же поначалу молоко очень быстро прокисало под горячими студийными софитами.
Журнал «Entertainment Weekly» поставил фильм на 3-е место в списке самых страшных фильмов всех времен.
По словам Яфета Котто, Ридли Скотт велел ему всячески бесить Сигурни Уивер вне съемок, чтобы в кадре между их персонажами было напряжение. Котто очень сожалел о том, что ему приходилось это делать, поскольку на самом деле он очень тепло относился к Уивер.
Для создания внутренних органов мертвого лицехвата, которому проводит вскрытие Эш, использовались свежие моллюски, устрицы и почка овцы.
Для создания сухожилий на жутких челюстях Чужого использовались презервативы, на которых делали множество надрезов.
Синие лазерные лучи, которые использовались в сценах на инопланетном корабле, в камере с яйцами, были позаимствованы у группы The Who. Во время съемок группа находилась в соседнем павильоне и тестировала там лазеры для использования в своих концертных выступлениях.
В первоначальных иллюстрациях Г.Р. Гигера у Чужого были глаза. Но при создании персонажа для фильма он настоял на то, чтобы глаза убрали. Таким образом Гигер хотел придать Чужому суровый вид холодного и бесчувственного зверя.
Художник Рон Кобб придумал, что у Чужого вместо крови должна быть кислота. Эта идея пришла ему в голову в тот момент, когда сценарист Дэн О’Бэннон не мог придумать причину, по которой команда корабля «Ностромо» не могла просто взять и пристрелить Чужого.
Чтобы заставить кота Джонса пугаться Чужого в кадре, создатели фильма взяли немецкую овчарку и поместили перед ним. Их разделял только специальный экран, благодаря которому кот сначала не видел собаку. Затем экран резко убирали и Джонс останавливался и начинал шипеть.
Сцена, в которой Чужой вырывается из груди одного из членов команды, была снята за один дубль с использованием четырех камер.
Ридли Скотт отметил три фильма, которые стали для него своего рода источником вдохновения при создании «Чужого»: «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977), «2001 год: Космическая одиссея» (1968), оттуда Скотт черпал идеи по изображению космоса, и «Техасская резня бензопилой» (1974), в котором Скотта привлекали ощущения ужаса.
Харрисон Форд отказался от роли капитана Далласа в этом фильме. Эту роль в итоге исполнил Том Скеррит.
Внутренняя часть яиц Чужих была сделана из органических элементов. Ридли Скотт использовал сердца и желудки крупного рогатого скота. Хвост лицехвата был сделан из кишок овец.
Чужого никогда не снимали спереди из-за схожести черт его лица с человеческими. Ридли Скотт старался любыми возможными способами избегать того, чтобы в кадре инопланетное существо было похоже на человека в резиновом костюме. Он снимал Чужого крупными планами, демонстрируя его ужасающий профиль, и очень редко Чужой попадал в кадр целиком.
Знаменитый слоган «в космосе никто не услышит ваш крик» придумала копирайтер Барбара Джипс.
Впечатленная раскадровками Ридли Скотта студия 20th Century Fox удвоила бюджет фильма с $4,2 миллиона до $8,4 миллиона.
Многие продюсеры имеют профессиональных чтецов, которые читают сценарии и обобщают их для них. Этот фильм был описан следующим образом – «это как «Челюсти» (1975), но в космосе».
По словам Ридли Скотта, в процессе кастинга на роль Рипли осталось две главных кандидатки – Сигурни Уивер и Мэрил Стрип. Обе актрисы были подругами, когда учились в Йельском университете.
В качестве слизи Чужого использовался лубрикант «K-Y jelly».
В сценарий была добавлена сцена секса Даласа и Рипли для того, чтобы показать обыденность того, как экипаж корабля справляется с длительным воздержанием. На это также должна была указывать и другая сцена, в которой Рипли спрашивала у Ламберт, занималась ли она когда-нибудь сексом с Эшем, однако эта сцена была удалена. В конечном итоге секс-сцену так и не сняли, но режиссер Ридли Скотт вернулся к этой идее 33 года спустя в фильме «Прометей» (2012).
На ранних этапах работы над проектом сценаристы Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт застряли на моменте того, каким образом Чужой проникнет на корабль. У Шусетта была идея, что Чужой должен осеменить одного из членов экипажа, что в итоге развилось в концепцию лицехвата. Также оба сценариста настояли на том, чтобы жертвой был мужчина, чтобы избежать свойственного хоррорам клише – демонстрация женщины как первой и простой цели, а также для того, чтобы заставить мужскую аудиторию чувствовать себя более некомфортно.
Оригинальное название сценария Дэна О’Бэннона было «Star Beast» (Звездный зверь), но ему оно никогда не нравилось. Только после повторного прочтения сценария он заметил, как часто в нем повторяется слово «alien» (чужой), и понял, что оно идеально подходит для названия.
У ксеноморфа в фильме всего 4 минуты экранного времени, и в течение первого часа фильма он вообще не появляется.
Скафандры, которые носили Том Скеррит, Джон Хёрт и Вероника Картрайт, были очень громоздкими и в них даже не было отверстий для дыхания. Из-за мощных студийных осветительных приборов температура внутри скафандров поднималась настолько высоко, что актеры просто падали в обморок. На съемочной площадке постоянно присутствовала медсестра, чтобы вовремя прийти им на помощь. Только после того, как в обморок упали дети Ридли Скотта и оператора Дерека Ванлинта, которых одели в эти скафандры для съемок кадров с общим планом, в костюмы были внесены необходимые изменения.
Длительность первоначальной версии фильма составила 3 часа и 12 минут.
События фильма разворачиваются в 2122 году.
В 2004 году сцена, где инопланетянин вылезает из груди мужчины, была поставлена на второе место в списке «100 самых страшных моментов в фильмах» по версии телевизионной сети Bravo.
В первый день съемок сцен с котом Джонсом у Сигурни Уивер появились высыпания на коже. Испугавшись, Уивер подумала, что возможно у нее есть аллергия на кошек и что для создателей фильма в такой ситуации самым простым решением будет заменить ее на другую актрису. Однако, как выяснилось, это была реакция на глицерин, которым орошали ее кожу, чтобы в кадре создавалась видимость того, что ее персонажу жарко и что она вспотела.
Одна сцена, в которой Ламберт дает пощечину Рипли за то, что та отказывалась впустить ее, Далласа и Кейна на корабль, была первоначально вырезана, но потом ее вернули в режиссерской версии фильма. Как рассказали Ридли Скотт и Вероника Картрайт, каждый раз, когда Картрайт пыталась врезать пощечину Уивер, та уклонялась. После нескольких дублей Скотт сказал Картрайт, чтобы та не сдерживала себя и ударила Уивер по-настоящему. Картрайт так и сделала, и благодаря этому удалось снять дубль, в котором была запечатлена естественная реакция шокированных Уивер, Яфета Котто и Гарри Дина Стэнтона.
Студия 20th Century Fox не хотела давать разрешения на использование в фильме космического жокея (гигантского пилота инопланетной расы). Дело в том, что в те времена декорации к фильмам не были такими большими, к тому же космический жокей был задействован лишь в одной сцене. Однако художнику Рону Коббу удалось убедить студию оставить в фильме эту сцену, поскольку она четко давала зрителям понять, что это не был какой-то малобюджетный фильм.
Во время кастинга на роль Рипли, Ридли Скотт пригласил нескольких женщин из продакшн-офиса посмотреть записи с проб. Таким образом он хотел узнать точку зрения женщин касательно этого персонажа. Все женщины были впечатлены тогда еще неизвестной актрисой Сигурни Уивер. То как она выглядела на экране, они сравнили с Джейн Фондой.
Лицехвата первоначально хотели сделать зеленого цвета, но сценарист Дэн О’Бэннон, увидев еще неокрашенного лицехвата на съемочной площадке, отметил, насколько эффектно он выглядит, имея цвет человеческой плоти, и настоял на том, чтобы именно этот цвет и оставили.
Чтобы сохранить шокирующий эффект от появления на экране Чужого, никакие изображения существа не были обнародованы в процессе создания фильма. Даже автор Алан Дин Фостер, работавший над литературным переложением фильма, не получил никаких изображений Чужого.
В первоначальной версии сценария Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта были следующие имена героев: Стандард, Роби, Бруссар, Мелконис, Хантер и Фауст (персонажа с именем Эш не было вообще). Продюсерам Уолтеру Хиллу и Дэвиду Гайлеру не понравились эти имена, и они меняли их несколько раз во время правки сценария. В итоге они остановились на именах: Даллас, Рипли, Кейн, Ламберт, Паркер и Бретт, а также добавили Эша. В сценарии О’Бэннона и Шусетта персонажи не различались по полу, то есть их могли сыграть как мужчины, так и женщины, соответственно ко всем персонажам обращение было только по фамилии. Уже после кастинга, когда было определено какого персонажа сыграет мужчина, а какого женщина, в сценарий были внесены соответствующие изменения. Шусетт и О’Бэннон также признались, что они никогда не думали, что Рипли будет женщиной.
Поначалу ни одна кинокомпания не хотела браться за этот фильм, даже студия 20th Century-Fox отказывалась от этого проекта. Все отказывались по разным причинам, но большинство заявляло, что в фильме слишком много кровопролития. Единственный продюсер, который хотел заняться этим фильмом был Роджер Корман. Но все изменилось с приходом в проект продюсера Уолтера Хилла. В итоге студия 20th Century-Fox согласилась взяться за этот фильм с условием, что жестокие сцены в нем будут смягчены. Создатели фильма пошли на такие уступки, но даже после этого студия дала отказ первой версии фильма, назвав ее слишком кровавой.
Рон Кобб дал свое объяснение тому, что произошло с космическими жокеями. Он рассказал, что в какой-то момент катаклизм привел к вымиранию взрослых особей уникальной расы Чужих, и стало некому заботиться и воспитывать молодых. Однако в специальной камере сохранилось большое количество яиц, которые просто лежат там в ожидании подходящего момента. Многие годы спустя, раса космических жокеев прилетает на планету, которая фигурирует в фильме. Они прибывают туда с исследовательской миссией. Один из них обнаруживает камеру с яйцами, и на него нападает лицехват. Его спасают, но никто не понимает, что случилось. Пострадавшего относят обратно на корабль, а остальная команда продолжает исследование планеты. Когда жуткая тварь вырывается из груди космического жокея, она начинает убивать всех вокруг, в итоге ее расстреливают. Чужой умирает, но кислота, которая течет в его жилах, разъедает обшивку корабля жокеев. Из-за образовавшейся дыры в корабле, жокеи не могут покинуть планету. Они отправляют сообщение о том, что на этой планете находится опасный паразит, а также сообщают, что их уже никак не спасти, и что никто не должен пытаться этого делать. Со временем все жокеи, прилетевшие на планету, умирают от голода.
Это была идея Сигурни Уивер – петь песню «You Are My Lucky Star», пока она готовится к тому, чтобы избавиться от ксеноморфа. Ридли Скотт рассказал, что студия очень сильно возмущалась на этот счет, поскольку права на использование этой песни в фильме стоили очень дорого.
Во время сцены пробуждения из гиперсна Вероника Картрайт и Сигурни Уивер должны были носить специальные белые ленты поверх груди, поскольку в некоторых странах вид их обнаженных сосков могли бы счесть оскорбительным.
Первоначальные эскизы лицехвата Г.Р. Гигера были задержаны таможней США, которая была обеспокоена увиденным. Сценаристу Дэну О’Бэннону пришлось ехать в аэропорт Лос-Анджелеса, чтобы объяснить представителям таможни, что это все для съемок фильма ужасов. Заготовку лицехвата для скульпторов, которые делали уже конечный вариант для съемок, сделал сам Дэн О’Бэннон, учившийся ранее на дизайнера (Гигер в тот момент был недоступен).
На создание стилизованного оформления, которое Ридли Скотт использовал в раскадровках, впечатливших представителей студии Fox настолько, что те вдвое увеличили бюджет фильма, режиссера вдохновили работы знаменитого французского художника комиксов Жана Жиро, известного также под псевдонимом Мебиус.
Во время съемок общего плана с космическим жокеем, вместо актеров Ридли Скотт задействовал в кадре двух своих юных сыновей, чтобы декорации выглядели ощутимо больше, чем они были на самом деле.
Художник Г.Р. Гигер успешно засудил студию 20th Century Fox через 18 лет после выхода этого фильма за отсутствие его фамилии в титрах фильма «Чужой 4: Воскрешение» (1997).
В сцене, где инопланетное существо вылезает из груди одного из членов экипажа, Вероника Картрайт, сыгравшая Ламберт, начинает кричать, когда кровь брызжет на нее. Ее крик был абсолютно естественным. Никто из актеров не ожидал, что будет так много крови, и никто не знал, в какую сторону она польется.
Для съемки сцены, в которой двигатели челнока «Нарцисса» вновь начинают работать, воду, которая текла из душа, подсвечивали мощными дуговыми лампами. В результате визуально это получилось похоже на плазму.
Сценарист Дэн О’Бэннон очень критично относился к любым изменениям, вносимым в сценарий. Хотя он приходил на съемочную площадку и постоянно придирался, Ридли Скотт в целом относился с радушием к нему, но это прекратилось, когда О’Бэннон вышел из себя и оскорбил Скотта на глазах у всей съемочной группы. Продюсеры же фильма не испытывали практически никакого уважения к О’Бэннону и в значительной степени игнорировали его.
Декорации приходилось перекрашивать каждый вечер после съемок, потому что слизь, которую использовали на съемочной площадке, смывала акриловые краски с поверхностей.
Экипаж корабля называет бортовой компьютер «Мать» (Mother). На самом деле это и есть реальное имя компьютера – «MU-TH-UR». Оно написано красными буквами на маленькой дверце, за которой хранится компьютерная карта. При помощи этой карты Даллас и Рипли получают доступ к пульту управления.
Среди возможных режиссеров проекта, которых рассматривала студия или же которые сами хотели заняться этим фильмом, были: Роберт Олдрич, Питер Йетс, Джек Клейтон, Дэн О’Бэннон и Уолтер Хилл. Олдрич почти получил это место, однако после личной встречи с продюсерами его кандидатуру отвергли, поскольку было очевидно, что его не интересовало ничего в этом проекте, кроме денег, которые он мог за него получить. По словам Дэвида Гайлера, по одной фразе Олдрича стало ясно его отношение к фильму. Когда его спросили, как он себе представляет внешний вид лицехвата, Олдрич просто пожал плечами и ответил, что можно просто положить какие-то внутренности на лицо героя, поскольку, покинув кинотеатр, зрители уже не будут помнить этого существа.
Роджер Дикен, который занимался проектированием и управлением лицехвата и маленького инопланетного существа, вырывающегося из груди одного из героев, первоначально хотел, чтобы Чужой вылезал из тела героя при помощи собственных маленьких рук. Он считал, что так эта сцена будет выглядеть гораздо более ужасающе.
Когда экипаж просыпается после гиперсна, штурман Ламберт сообщает, что корабль недалеко от Дзеты-2 созвездия Сетки. Дзета Сетки – это реально существующая двойная звезда в созвездии Сетка, которое находится на расстоянии порядка 39 световых лет от Солнечной системы, и которое неоднократно фигурировало в различных историях об НЛО. В 1960-х годах Барни и Бетти Хилл утверждали, что их похищали серые пришельцы с Дзеты Сетки.
Во время скрин-теста Сигурни Уивер помогла выиграть роль Рипли сцена с ее финальной речью.
Сценарист Дэн О’Бэннон попросил Ридли Скотта и продюсера Уолтера Хилла, у которых на тот момент не было практически никакого понимания жанра ужасов и научной-фантастики, посмотреть фильм «Техасская резня бензопилой» (1974), чтобы подготовиться к съемкам напряженных сцен. Скотт и Хилл были просто ошеломлены этим фильмом и признали, что увиденное побудило их повысить уровень напряжения в «Чужом».
По словам Джона Хёрта, во время кастинга, когда его кандидатура рассматривалась на роль Кейна, он уже подписал контракт с другим фильмом, съемки которого должны были проходить в Южной Африке, и вместо него роль Кейна отдали Джону Финчу. Однако затем произошло два события, благодаря которым Хёрт все же получил эту роль. Во-первых, ему запретили въезд в Южную Африку, потому что его перепутали с актером Джоном Хёрдом, который был категорически против апартеида и открыто выражал свою позицию (Хёрт отметил, что он тоже был против апартеида, но ему посчастливилось не попасть в черные списки). В результате Хёрту пришлось отказаться от работы в том проекте. А второе, что произошло, это то, что Финч был вынужден отказаться от роли из-за плохого состояния здоровья, вызванного сахарным диабетом. Ридли Скотт сразу связался с Хёртом, тот за выходные ознакомился со сценарием и уже в понедельник, практически не спав, прибыл на площадку для того, чтобы приступить к съемкам.
Крик новорожденного Чужого был озвучен Перси Эдвардсом, известного тем, что он хорошо пародировал животных. Ридли Скотт лично попросил его записать этот звук, и его удалось записать с первого дубля.
Первоначально космический корабль носил название «Снарк» (Snark), затем название поменяли на «Левиафан» (Leviathan), и в конечном итоге создатели остановились на варианте «Ностромо» (Nostromo).
Очень долгое время бытовало мнение, что компания «Weylan-Yutani» (название которой в последующих фильмах серии чуть поменялось и стало «Weyland-Yutani») была так названа в честь бывших соседей Ридли Скотта, которых он просто ненавидел. Однако на самом деле это название придумал дизайнер Рон Кобб (который также был создателем «Ностромо» и униформы экипажа), и им он хотел обозначить то, что это англо-японская корпорация. Сам Кобб рассказал, что хотел использовать название «Leyland-Toyota», однако по вполне понятным причинам не мог этого сделать, так что он изменил «Leyland» на «Weyland», а вместо «Toyota» вставил японское имя своего соседа.
Режиссерская версия фильма вышла в 2003 году во многом благодаря тому, что в лондонском хранилище было обнаружено 100 коробок с видеоматериалами, отснятыми в 1979 году для этого фильма.
В одном интервью Ридли Скотт рассказал, что для того, чтобы сделать происходящее в кабине управления более реалистичным, все консоли были соединены между собой. Если нажимали на переключатель на одной из них – зажигались огни на каких-то других. Актеры некоторое время занимались отработкой слаженности своих действий, чтобы, когда кто-то один нажимал на переключатели, другие естественным образом реагировали на изменения на своих рабочих местах.
Длина корабля «Ностромо» предположительно составляет около 240 метров, а длина платформы, которую он буксирует, около 2.4 километра.
Когда снимали сцену, в которой лицехват выпрыгивает из яйца, яйцо было перевернуто вверх тормашками и находилось над камерой, а оператор выталкивал лицехвата вниз по направлению к объективу камеры.
Мутные кадры с камер, размещенных на шлемах экипажа «Ностромо», когда они впервые покидают корабль, чтобы исследовать неизвестную планету, были сняты самим Ридли Скоттом – он ходил с любительской камерой по очень тесным декорациям.
Для Чужих было создано для съемок этого фильма: модель в полный рост, костюм для Боладжи Бадеджо (чей рост составлял 2 метра 8 сантиметров) и еще один костюм для профессионального каскадера.
Идея того, что Чужие откладывают яйца внутрь другого существа, была взята у наездников-ихневмонидов и браконидов, которые откладывают яйца внутрь своей жертвы. После того, как сценарист Дэн О’Бэннон представил себе подобную картину, его стали посещать кошмары, которые он в итоге использовал во время написания сценария.
Первоначально была идея, что в начальных титрах название фильма должно было складываться из кусочков плоти и костей. Рональд Шусетт сказал, что выглядело это очень жутко.
Космический жокей был высотой почти 8 метров.
Вероника Картрайт думала, что она будет исполнять роль Рипли, и узнала о том, что будет играть Ламберт, только когда ее первый раз позвали на пробы костюмов.
По словам Ридли Скотта, механизм, который использовался для открывания яйца Чужого, был настолько жесткий, что мог оторвать руку.
Дизайн монстра, вырывающегося из груди одного из членов экипажа, созданный Г.Р. Гигером, был сделан по образу существ с картины Фрэнсиса Бэкона «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Увидев первый вариант существа, Ридли Скотт засмеялся, назвав его общипанной индейкой. В итоге Роджер Дикен сделал в макете ряд изменений, после которых существо приняло тот вид, который был продемонстрирован в фильме.
Большую скульптуру космического жокея придумал и разукрасил сам Г.Р. Гигер. После съемок скульптура сгорела из-за оставленной на ней непотушенной сигареты.
Подковообразный корабль инопланетян актеры и съемочная группа между собой называли «Большой круассан».
Для имитации мощной тяги двигателей «Ностромо», Ридли Скотт заставлял членов съемочной группы трясти и раскачивать кресла, в которых сидели актеры во время съемки соответствующих сцен.
Дэн О’Бэннон впервые познакомился с уникальным стилет Г.Р. Гигера во время их совместной работы над так и не снятой режиссером Алехандро Ходоровски экранизацией романа «Дюна» Фрэнка Герберта.
Зарождению этого проекта способствовало недовольство сценариста Дэна О’Бэннона своим первым фильмом – «Тёмная Звезда» (1974), режиссером которого был Джон Карпентер. Из-за крайне маленького бюджета инопланетянин в том фильме был выполнен в виде обычного пляжного мяча. Для своей второй попытки О’Бэннон хотел создать нечто более убедительное. А общая бестолковость фильма «Тёмная Звезда» (1974) подтолкнула его к мысли о смещении в жанр напряженного хоррора.
Движения, которые лицехват совершает внутри яйца, прежде чем выпрыгивает на одного из членов экипажа, были созданы руками Ридли Скотта в резиновых перчатках.
Перед тем, как впервые появляется лицехват, крупным планом показывают яйца, и можно заметить, что слизь на них капает снизу-вверх. Ридли Скотт намеренно это сделал. Он снимал яйца, подвесив их к потолку, и камера при этом была перевернута вверх ногами.
При создании пола на «Ностромо», чтобы сделать его в виде сетки, использовались перекрашенные ящики для бутылок с молоком, которые переворачивали вверх дном.
С самого начала работы над фильмом Ридли Скотту пришлось смириться с тем, что 9 продюсеров постоянно присутствовали на съемочной площадке. Во время съемок каждой сцены они выражали свое недовольство по поводу того, что у него уходит слишком много времени и что надо снимать быстрее.
Для сцены в камере с яйцами было изготовлено 130 яиц инопланетян.
Во время открывающей сцены фильма камера проходится по коридорам «Ностромо», и в одном из кадров можно заметить закрепленную на стене кофемолку «Krups». Это та же модель, которая в последствии стала домашним реактором «Mr. Fusion» в фильме «Назад в будущее» (1985).
Первоначально «Ностромо» был выкрашен в тускло-желтый цвет, однако Ридли Скотту не понравилось, как корабль выглядел в кадре. В итоге корабль перекрасили в серый цвет, а все сцены с ним пересняли.
Яфет Котто (сыгравший Паркера) по-настоящему дрался с Боладжи Бадеджо (исполнявшим роль Чужого), чтобы в кадре его персонаж источал ненависть.
Брайан Джонсон одновременно работал над визуальными эффектами этого проекта и фильма «Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар» (1980).
В течении первых 6 минут фильма нет никаких диалогов.
После первой недели съемок сценарист Дэн О’Бэннон попросил разрешения присутствовать при просмотре текущего съемочного материала и был ошарашен полученным от продюсера Гордона Кэрролла отказом. Чтобы обойти этот запрет, О’Бэннон смотрел материалы, стоя рядом с киномехаником, который прокручивал записи для всех остальных. А к просмотру текущего материала с Ридли Скоттом допускались только Г.Р. Гигер и Боладжи Бадеджо, чтобы они могли обсудить и внести необходимые поправки во внешний вид и в движения Чужого.
Пар, выходящий сверху из шлемов у членов экипажа, который по-видимому является отработанным воздухом из дыхательного аппарата, на самом деле был обычным аэрозолем, который распылялся при помощи специального механизма. В один из съемочных дней произошел неприятный инцидент – этот механизм сломался и стал распылять аэрозоль внутрь шлема.
Во время съемок Ридли Скотт постоянно следил за тем, чтобы Боладжи Бадеджо не обедал вместе с остальными актерами, чтобы их страх перед Чужим был более естественным.
Художники-постановщики, пытаясь сократить расходы, но при этом сохранив креативный подход, соорудили несколько отдельных наборов декораций таким образом, чтобы их можно было использовать не только в одной сцене. Один из примеров такого использования – это помещение с космическим жокеем. Декорации спроектировали таким образом, чтобы вращающийся диск, на котором сидит жокей, можно было убрать, а освободившееся пространство заполняли яйцами инопланетных существ. Так получали помещение для следующей сцены.
Существует тест Бекдел, придуманный американской художницей комиксов Элисон Бекдел, который проверяет фильмы, книги и любые другие произведения на феминистичность. В этом тесте три условия: в произведении должно быть как минимум две женщины, разговаривающие друг с другом, но не о мужчине. Фильм «Чужой» (1979) подходит под эти критерии. Любопытно, что в нем была сцена, в которой Рипли и Ламберт разговаривают об андроиде Эше, но ее в итоге вырезали.
Композитор Джерри Голдсмит был крайне возмущен изменениями, которые Ридли Скотт и монтажер Терри Роулингс внесли в его музыку. Скотт посчитал, что первый вариант музыки к фильму, написанный Голдсмитом, был слишком насыщенный по звучанию и что его нужно сделать немного более минималистичным. Затем Голдсмит с ужасом обнаружил, что исправленная им музыка вообще не была использована, а вместо нее Роулингс вставил фрагменты из музыки, которую Голдсмит написал для фильма «Фрейд: Тайная страсть» (1962). Первоначально Роулингс использовал музыку из того фильма, как некую черновую основу, но все закончилось тем, что он предпочел оставить в фильме ее, а не переработанный Голдсмитом вариант новой музыки.
Вероника Картрайт изначально прослушивалась на роль Рипли, однако продюсеры в итоге выбрали на эту роль Сигурни Уивер, а Картрайт отдали роль Ламберт.
Одними из материалов, которые использовались при создании костюма Чужого, были пластилин и детали от мотора автомобиля Rolls-Royce.
Название компании, на которую работает экипаж корабля, «Weylan-Yutani» (в последующих фильмах переименованную в «Weyland-Yutani»), можно заметить на мониторе компьютера, а также на банке пива в руках у Далласа. Также много где в фильме встречается эмблема компании – светло-голубые крылья (в последующих фильмах эмблема также была изменена).
Для Боладжи Бадеджо роль Чужого стала единственной ролью в кино. После выхода фильма он всеми возможными способами старался сохранять анонимность, чтобы не привлекать внимания к своей персоне.
В детстве Вероника Картрайт снималась в фильме «Птицы» (1963) с Дудлсом Уивером – дядей Сигурни Уивер.
Продюсер Уолтер Хилл собирался стать режиссером этого фильма, однако отдал это место Ридли Скотту, впечатлившись его фильмом «Дуэлянты» (1977).
В одной из сцен Рипли говорит, что раз лицехват выделяет кислоту при жизни, то она боится представить, что может произойти, когда существо умрет. В ранних версиях сценария мертвый лицехват разлагался, и команда в последний момент успевала выбросить его с корабля, пока кислота не проделала дыру в его корпусе.
В июне 2008 года Американский институт киноискусства поставил этот фильм на 7 место в списке «10 величайших фильмов в жанре научной фантастики».
Это единственный фильм франшизы, в котором Сигурни Уивер не была на первой строчке в списке главных актеров фильма на плакатах. Первым был указан Том Скеррит.
В превью дополнительных материалов к игре «Alien Legacy» была размещена информация с биографиями, в которых указывалось, что Даллас был рожден женщиной, а Ламберт – мужчиной. Подразумевалось, что эти персонажи сменили пол до описываемых в фильме событий. Негативная реакция фанатов заставила создателей внести некоторые изменения – они добавили пометки, подразумевающие, что смена пола в будущем стала довольно распространенным явлением.
Писатель Альфред ван Вогт подал иск на создателей фильма за плагиат его повести «Этюд в алых тонах» (Discord in Scarlet, 1939) (который стал частью его романа «Путешествие «Космической гончей»» (The Voyage of the Space Beagle, 1950)). Иск был урегулирован во внесудебном порядке.
В борьбе за роль Чужого Боладжи Бадеджо обошел Питера Мейхью.
На одну из ролей в фильме проходила прослушивание Хелен Миррен.
В мини-сериале «BBC: Голубая планета» (2001) Дэвид Атттенборо сказал, что монстр из фильма «Чужой» (1979) был смоделирован по образу фронимы, создания, замеченного подводными лодками на больших глубинах. Однако доказательств этой версии слишком мало. Внешний вид Чужого был основан на картине художника Г.Р. Гигера – «Некроном IV», у которой мало сходства с фронимами. Агент Гигера, Биджан Аалам, также сказал, что во время работы над этой картиной художник не вдохновлялся образами каких-либо животных – ни земных, ни морских.
Продюсер Уолтер Хилл внес в сценарий существенные изменения. Он сделал двух персонажей женщинами (и даже добавил романтическую сюжетную линию, но она была в последствии удалена), а также заменил большую часть диалогов, написанных Дэном О’Бэнноном и Рональдом Шусеттом. В оригинальном сценарии диалоги были более поэтическими, но Хилл решил отказаться от них, посчитав их слишком вычурными и непонятными.
В сцене, когда Рипли запускает шаттл, на несколько секунд показывают монитор, на котором отображается надпись «Environmental CTR Purge». Экран с точно такой же надписью появляется в фильме «Бегущий по лезвию» (1982), когда Гафф едет с Декардом к Брайанту на летающей полицейской машине.
Партнерские отношения установились между Дэном О’Бэнноном и Рональдом Шусеттом, когда Шусетт обратился к О’Бэннонону, чтобы тот помог ему адаптировать рассказ Филипа Дика «Мы вам все припомним». Этот проект впоследствии стал фильмом «Вспомнить всё» (1990). О’Бэннон тогда рассказал Шусетту, что у него есть одна идея об инопланетном существе на борту космического корабля, но ему нужна была помощь, чтобы развить ее. Шусетт согласился ему помочь, и они решили сначала взяться за проект про инопланетное существо, поскольку им казалось, что снять фильм по этой истории будет дешевле, чем экранизация рассказа Филипа Дика.
В общей сложности на то, чтобы отснять все сцены с Боладжи Бадеджо, который исполнил роль Чужого, ушло 4 месяца.
Названия космического корабля и шаттла («Ностромо» и «Нарцисс») – это названия книг английского писателя Джозефа Конрада.
Каждая из декораций трех палуб «Ностромо» была выполнена практически одним куском, причем каждая из палуб занимала отдельное помещение, и все они были связаны между собой коридорами. Для перемещения между съемочными площадками, актерам приходилось перемещаться по коридорам корабля, что добавляло ощущений клаустрофобии и реализма. В создании декораций были использованы большие транзисторы и компьютерные экраны с низким разрешением, чтобы создать ощущение видавшего виды корабля, который был построен с использованием модернизированных старых технологий.
Музыка к фильму, написанная Джерри Голсмитом и в итоге не использованная в нем, появилась лишь на специальном DVD-издании фильма, которое было выпущено к 20-летию «Чужого».
Раннюю версию сценария «Чужого» (1979) Ридли Скотту отправил Санфорд Либерсон, который на тот момент был главой отделения студии 20th Century Fox в Лондоне. Либерсон видел снятый Скоттом фильм «Дуэлянты» (1977) и ему показалось, что это очень сильная работа для молодого режиссера.
Первоначально Ридли Скотт планировал, что в сцене смерти Брэтта Чужой будет использовать вторые челюсти, которые вылезают у него изо рта, чтобы вырвать сердце из его груди. Это сцена должна была вызывать в памяти зрителя кадр с мертвым космическим жокеем. Затем Чужой оставлял бы тело Брэтта, и его должны были найти Паркер и Рипли. Однако в процессе работы над фильмом Скотт отказался от этой идеи, поскольку сцена получалась слишком похожей на ту, где зародыш Чужого вырывается из груди у одного из членов экипажа.
Для съемок фильма было сделано три версии десантного корабля: 30-сантиметровая для общих планов, 122-сантиметровая для сцены приземления и крупная конструкция весом 7 тонн для всех сцен, где корабль находится на поверхности планеты.
Сцена с Далласом и Чужим в вентиляционной шахте, а также вставки кадров, в которых остальной экипаж пытается его подбодрить, были сняты за один день.
Мертвого инопланетянина в фильме обычно называют космическим жокеем. Этот термин использовала съемочная группа, и впоследствии его переняли фанаты фильма, хотя это название не использовалось ни в фильме, ни в его сценарии.
Когда Том Скеррит впервые ознакомился со сценарием фильма, он отказался участвовать в этом проекте, поскольку был не в восторге от качества материала и низкого бюджета. После того как сценарий был отредактирован, а бюджет фильма увеличен, Скерриту снова предложили роль, и на этот раз он согласился.
В одной сцене на экране компьютера отображается движение «Ностромо» по орбите планеты. В верхней части кадра можно заметить отдельно стоящие буквы «BLOB» - это прозвище Брайана Уивилла – одного из программистов, занимавшегося созданием анимации в этом фильме.
Во время работы над сценарием были предложения добавить лесбийские взаимоотношения между Рипли и Ламберт, но в итоге от этой идеи отказались.
Вплоть до 2012 года все андроиды в серии получали имена в алфавитном порядке: Эш (Ash) в этом фильме, Бишоп (Bishop) в фильмах «Чужие» (1986) и «Чужой 3» (1992), Колл (Call) в фильме «Чужoй 4: Воскрешение» (1997) и Дэвид (David) в фильме «Прометей» (2012). В фильме «Чужой: Завет» (2017) андроида зовут Уолтер (Walter), однако там также присутствует и Дэвид. Обоих этих андроидов играет Майкл Фассбендер. Примечательно, что «D» четвертая буква с начала английского алфавита, а «W» - четвертая с конца, что может символизировать противоположность этих андроидов.
Чтобы помочь актерам лучше подготовиться к их ролям, Ридли Скотт написал по несколько страниц предыстории для каждого из персонажей. Скотт также снимал многие из репетиций актеров, чтобы запечатлеть какие-то спонтанные моменты, импровизацию и напряженность между актерами, в особенности в сценах с не имеющей на тот момент большого опыта Сигурни Уивер.
3 года назад